«БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»,

                 ИЛИ КАК ГЕРОЕВ СДЕЛАЛИ ЖЕРТВАМИ

 

Решил посмотреть фильм «Брестская крепость», потому что снимали белорусы, и я был уверен, что в фильме не будет сплошных геббельсо-власовских помоев, которые выливаются с экранов на головы наших россиянских сограждан последние двадцать лет - никаких штрафбатов, заградотрядов, уродов-комиссаров, упырей-нквдэшников и подобной мерзости.

 

В общем, я надеялся на качественный, патриотичный и честный фильм о героической обороне Брестской крепости. Смущало только одно - наличие в команде создателей фильма представителей российских киношных кругов. Думал, без хорошей ложки дёгтя фильму явно не обойтись, естественно, так и получилось.

Поехали компанией: я, жена, её сестра с другом. И я настоял на том, что сыну обязательно нужно это увидеть. Пусть там будут оторванные руки и ноги, пусть знает, что это война, это не компьютерная «Call of Duty». Что были такие фашисты и были НАШИ. И то, что герой - это не тот, кто без промаха шмаляет из автомата врагов, а тот, кто за Родину поднялся на пулемёт и упал сраженный, но непобеждённый.

После фильма жена с сестрой вышли из зала со слезами на глазах, друг и сын - угрюмые, а я злой. Нет, не оттого, что фильм получился никчёмный. Напротив, оттого, что фильм получился неплохой, а на фоне сплошной дряни, снимаемой в РФ про войну, - можно сказать, что даже сильный.

И именно это злит меня больше всего. Потому что это фильм вовсе не про героическую защиту Родины, не про советский, а про какой-то другой народ. Снято профессионально, но такое ощущение, что снимали иностранцы - такое же ощущение возникает, когда видишь зарубежные фильмы, в которых неплохие зарубежные актёры играют русских людей.

Сейчас этот фильм уже стали называть «советским». Ну на безрыбье и рак может показаться рыбой и после десятилетий гнусного вранья про наших дедов даже такой фильм может показаться советским.

Фильм о первых днях обороны. Но Брестская крепость стала знаменитой на весь мир вовсе не отчаянным сопротивлением гарнизона в первые восемь дней. А ведь немецкое командование отводило на полный захват крепости всего восемь часов. Это подвиг, безусловно. Но потрясло души людей не столько это, а то, что остатки гарнизона, уйдя в подземные казематы, продолжали сопротивление сначала небольшими группами, а потом и в одиночку ещё несколько месяцев.

Каждый день немецкие громкоговорители призывали к капитуляции, говорили, что сопротивление бесполезно, что Минск пал, что взята Москва.

Прообраз киношного майора - майор Гаврилов - попал в плен тяжело раненым 23 июля, через тридцать два дня после начала войны. Но и после этого остатки гарнизона продолжали воевать. Без помощи, без надежды, без связи, без командиров, без комиссаров.

Более того, последний защитник Брестской крепости умер от голода (в подземных казематах были остатки продовольственных складов) всего за несколько месяцев до того, как Советская Армия освободила Белоруссию. В фильме нет ни слова про это.

В кино нет ни слова и про то, что оборона крепости держалась на коммунистах и комсомольцах. Перед последним штурмом крепости, это было 29 июля, её защитники собрались на общее партийное собрание, куда пригласили и комсомольцев, и беспартийных. В этот момент им как раз был предъявлен ультиматум: сдавайтесь или уничтожим фугасными бомбами.

На общем собрании было принято решение сражаться до конца. Несколько десятков человек после собрания вступили в члены партии, чтобы умереть коммунистами. Всего этого в фильме нет.

Так про что же фильм в конце концов?

Про то, как не повезло жителям и солдатам Брестской крепости. Началась война, они оказались в ловушке. Они были такие же, как и мы, - обычные люди. Понимаете, мы якобы такие же, как и они. Вот эти жвачные животные жуют попкорн и наблюдают за «такими же, как они», умирающими, но не сдающимися.

Они воевали за свои семьи... Слово Родина, по-моему, ни разу не прозвучало в этом фильме. Тем более СОВЕТСКАЯ РОДИНА.

Умирали и не сдавались они там, по фильму, выходит, потому что думали: в плену будет хуже, потому что упрямые были, потому что командиры так сказали, потому что не могли простить смерти супруги, детей. Но только не потому, что они защищали СОВЕТСКУЮ РОДИНУ. Это основное.

А в реальности было, мягко говоря, сильно не так, об этом не просто говорят, кричат воспоминания выживших, мемуары врагов, да и сами камни Брестской крепости.

Сейчас создатели современных киноподделок очень любят рекламировать свою продукцию утверждением, что фильм построен на событиях и документах, чтобы привлечь зрителя, утомлённого потоками гнусного вранья о нашей истории.

В смысле исторической достоверности эта всего лишь подделка под советские фильмы, безусловно, не геббельсовские помои, вроде «Сволочей» или «Последнего бронепоезда». Однако закладываемые лживые идеологические вирусы в нём есть, причём такие, где ложь смешивается с полуправдой и умолчанием. И неплохое качество фильма делает их поэтому более опасными.

Вот одна из них: майор Гаврилов, возглавивший оборону крепости, вопреки лжи создателей фильма никогда не был репрессирован. Точно так же как, геббельсовская ложь и то закадровое утверждение фильма, что большинство тех, кто попал в плен, потом оказались в лагерях. Более того, Гаврилов сразу, после возвращения из плена, в 1945 году был восстановлен в звании майора. Кстати, Пётр Михайлович Гаврилов действительно провёл несколько лет в сталинском лагере… на должности начальника лагеря для японских военнопленных.

К слову, информация об этом находится на официальном сайте фильма. То есть создатели его всё прекрасно знали, но лгали зрителю сознательно. Видимо, оболгать свою историю и свою страну - это признак патриотизма, ведь создатели фильма выставляют себя патриотами, не так ли? А, может быть, они вредители и клеветники под видом патриотов?..

Вообще исторических ляпов в фильме много, даже очень много, смешанных, что ещё хуже, с искажённой правдой. Но главная суть фильма даже не в своеобразной «исторической точности». На мой вопрос, что у вас отложилось после этого фильма, моя жена, сын, сестра жены, её друг, все ответили одинаково: «Жалко их».

Это и есть ключевое отличие советских фильмов от качественной современной подделки под них - это то, что в них, даже в самых трагических моментах, читается Победа. Та, ради которой - умирают на экране люди. И зритель видит, что умирают они не зря, - за Победу, за Родину. И они - Герои. А в современной подделке - жертвы.

У нас в городе, в парке, стоит памятник Героям Революции. Недавно его переименовали. Теперь это памятник Жертвам революционного времени. Вот так и здесь Герои стали жертвами.

А теперь одно добавление, прямо с сайта фильма, комментировать который не имеет смысла, потому что в человеческом языке нет таких слов: «В 1992 году фразу “Я умираю, но не сдаюсь” повторил в своём предсмертном письме участник обороны Брестской крепости Тимерян Хабулович Зинатов.

Зинатов служил курсантом, в первые дни обороны был ранен, 30 июня попал в плен, бежал из немецкого концлагеря, закончил войну в действующей армии. За участие в обороне он был награждён орденом Отечественной войны II степени. После войны Зинатов каждый год приезжал в крепость.

В сентябре 1992 года Зинатов после посещения крепости бросился под поезд, оставив письмо с посланием «ельцинско-гайдаровскому правительству», в котором писал:

"... Я хочу умереть стоя, чем на коленях просить нищенское пособие для продолжения своей старости и дотянуть до гроба с протянутой рукой! Мы были героями, а умираем в нищете! Будьте здоровы, не горюйте за одного татарина, который протестует один за всех: Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!"».

Сергей АНИН, specnaz.ru

 

 



на главную страницу
постоянный адрес http://www.narubezhe.ru/10_11/brest.html


Copyright © 2008-2011 Narubezhe.ru