Что ждёт школу

в новом учебном году?

 

Константин ЧЕРЕМИСОВ, второй секретарь Московского областного отделения КПРФ, член ЦК КПРФ, зам. руководителя фракции КПРФ в Мособлдуме.

 

Когда-то в преддверии учебного года открывали новые школы, делали ремонт в старых. Родители и школьники испытывали лёгкое радостное волнение, покупали новые учебники, форму, тетради. В последние годы начало учебного года стало знаменоваться крупными материальными затратами, которые тугой петлёй затягивались на семейном бюджете – отправить ребёнка в школу стало подчас трудно решаемой задачей. Новый 2011-2012 учебный год будет новым во многих смыслах. Только о трёх моментах хотелось бы сказать. Но эти моменты ярко характеризуют время, в котором мы живём.

Первое – в полной мере начинает действовать закон о правовом положении государственных учреждений. Согласно этому закону меняются механизмы финансового обеспечения бюджетных организаций, в частности школ, которые переводятся со сметного финансирования на субсидии. Субсидии будут рассчитываться по нормативам (которые, по мнению экспертов, не имеют научного обоснования) и привязаны к количеству учащихся. Поскольку этих денег явно будет не хватать, школам дают право «зарабатывать», другими словами, школа будет заниматься коммерческой деятельностью.

Итак, весь смысл закона в том, чтобы сэкономить на расходах на образование, заставить учебные заведения содержать себя самим, а не вписавшихся в новые экономические условия – сократить. Хотя, как известно, образование, как и медицина, постоянно испытывает недофинансирование. По экспертным данным финансирование образования в России составляет 3,5% ВВП, а его необходимо повышать как минимум до 7% - такой процент у всех развитых стран.

Что касается нормативов. Введены критерии, по которым определяется эффективность работы школ. Особое внимание уделяется наполняемости классов, которая должна обязательно составлять 25 человек (почему?). На одного учителя должно приходиться не менее 15 учеников (опять же – почему? откуда именно такие цифры?). Соотношение учителей ко всем прочим работникам школы (от директора до сторожа) устанавливается как 60% к 40%. А если школа не укладывается в эти нормативы? Тогда появляется основание закрыть её. Вообще данный закон не способствует развитию сети образовательных учреждений. Как раз наоборот. Это смертный приговор для небольших школ, которых в Подмосковье немало. Но нормативно-подушевое финансирование предполагает и новую систему оплаты труда учителей. Там, где проводился эксперимент по введению НСОТ, учителя стали получать гораздо меньше.

Вторая новация – новые стандарты образования. Начальные классы с 1 сентября 2011 года уже переходят на новый стандарт официально. Что касается стандарта для старших классов с его пресловутыми четырьмя предметами, то после крайне негативной его оценки общественностью и экспертным сообществом, руководству страны пришлось дать задание его «доработать» и «обсудить». Тем не менее, в конце прошлого учебного года на родительских собраниях ряда подмосковных школ было объявлено, что пришло распоряжение о часовых затратах на различные предметы. Согласно им, например, на русский язык выделяется два часа в неделю, на физкультуру – шесть часов. И если ребёнок хочет поступить в вуз, то должен сдать пресловутый ЕГЭ, а для того, чтобы его сдать, ему придётся заниматься за плату дополнительно. Таким образом, получение образования в нашей стране будет зависеть не от способностей или желания молодого человека, а исключительно от толщины родительского кошелька.

Образование, которое во всех современных странах выступает самым действенным каналом вертикальной мобильности, в современной России, благодаря «перманентным реформистам» и их законоштампующей партии – «Единой России», постепенно становится замкнуто-кастовым, доступным только для небольшого слоя населения. В России постепенно торжествует азиатский способ производства, когда страна погружается в какой-то феодализм с элементами рабовладения. С каждым годом мы всё дальше и дальше от «цивилизованного мира», который вроде бы выступал неким образцом для наших реформаторов, воодушевленных рыночной идеологией. Ну, уж точно Россия конца 80-х с Европой была намного ближе, чем современная.

Первые две новации связаны с разрушением образования в нашей стране. И это напрямую противоречит Конституции РФ, в которой гарантировано бесплатное образование. Если государство гарантирует это своим гражданам, то оно должно и финансово данное право обеспечить, уж коль скоро оно позиционирует себя социальным государством.

Третья новация не связана с системой образования, но связана с деятельностью школ, задевает наших детей и характеризует, в целом, время и политику режима. В этом году российским школьникам и студентам придётся пройти тестирование на наркотики в ходе диспансеризации по всей стране. Количество наркозависимых в нашей стране растёт, особенно быстрыми темпами - в молодежной среде. И бороться с наркобизнесом, опутавшим Россию, власть собирается не уничтожением наркомафии, наркопритонов, не ужесточением наказания для продавцов отравы, не повышением качества и уровня жизни населения, не уничтожением коррупции, не развитием сети доступных спортивных секций, досуговых учреждений, медицинских и реабилитационных центров, а массовым тестированием на наркотики, то есть сбором статданных о наркозависимости молодёжи. Всем понятно, что такая «борьба» не сократит количество наркозависимых, зато вполне ясно, что это приведёт к формированию негативных стереотипов в общественном сознании доступности и обыденности наркопотребления, а также к различным нарушениям законности и конституционных прав наших граждан.

И сегодня мы видим, что единственной ответственной политической силой, способной остановить социально-экономическую деградацию нашей Родины, не на «инновационном» словоблудии, а на деле, на основе научно разработанной стратегии и Программы возродить Россию, дать достойное будущее нашим детям и молодежи, является КПРФ и набирающее мощь Народное ополчение!

 



на главную страницу
постоянный адрес http://www.narubezhe.ru/11_11/school.html


Copyright © 2008-2011 Narubezhe.ru