Начало | Архив

КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ
Основную причину раскрутки инфляции в России.

ПОЧЕМУ, когда во всём мире под влиянием финансового кризиса цены падают, в России они растут, причём, согласно данным Росстата, ускоряющимися темпами?

Например, в США, которые ввозят из-за рубежа 58% потребляемой ими нефти, в но-ябре, по сравнению с декабрём прошлого года, цена бензина снизилась на 28%. В России же, которая в огромных масштабах вывозит нефть, за этот же период бензин подорожал почти на 16%. В результате даже по официальному валютному курсу он стал вдвое доро-же, чем в Америке. И так — практически по всему спектру товаров.

Как утверждают с телеэкрана президент, премьер, министр финансов и нанятые ими “эксперты”, инфляцию в России раскручивает рост зарплаты и пенсий. Если, мол, их не ограничивать всеми возможными мерами, то цены пустятся в галоп. Согласно их объяс-нениям, в рыночной экономике цены растут из-за превышения спроса над предложением. Если денежная масса растёт быстрее, чем товарная, то инфляция неизбежна, утверждают они.

Но был же у нас период, когда людям месяцами, а кое-где и годами не платили даже мизерную зарплату. И это безденежье вовсе не способствовало снижению цен. Наоборот, они пухли, как опара. В таком “антинаучном” поведении российской инфляции не всякий разберётся. Откуда же бралось это превышение спроса, когда людям не платили зарплату? Значит, дело здесь вовсе не в рыночной среде, и надо искать другое объяснение.

Попытаемся всё же в этом разобраться. Так, доля оптово-розничного звена в цене бензина в США составляет 6,7%. У нас же, по данным Росстата, в сентябре литр бензина А-92 производители в среднем продавали за 11 рублей 53 копейки, что составляло 48% от розничной цены. То есть на автозаправке бензин продается в два с лишним раза дороже, чем на нефтеперерабатывающем заводе.

Но если разобраться, то и у бензиновой торгово-закупочной мафии барыш не столь уж велик. По данным Независимого топливно-энергетического института, в цене россий-ского бензина доля оптово-розничного звена составляет 15,3%. Конечно, это в два с лиш-ним раза выше, чем в США. Но у нас и затраты гораздо больше: страна огромная, пере-возки дорогие, трубопроводов по перекачке бензина кот наплакал, да и налоги совсем не те.

В США доля налогов в цене бензина составляет 11%. У нас, по данным того же ин-ститута, в цене бензина доля только четырёх налогов (на добычу полезных ископаемых, на добавленную стоимость, на прибыль и акциз) составляет 59%. А если к ним прибавить подоходный и единый социальный налоги (соответственно 13% и 26% от фонда оплаты труда), налоги на имущество предприятий, на землю и ещё целую кучу обязательных пла-тежей, то в цене бензина доля налогов составит 75–80%.

Иными словами, на каждый рубль, заработанный нефтяными и нефтеперерабаты-вающими компаниями вкупе с торгово-закупочной мафией, государство накручивает ещё 3–4 рубля налогов! Стоит ли после этого удивляться, что бензин у нас стоит в два раза дороже, чем в США?

Даже в таком гипотетическом случае, когда у предприятия нет никаких затрат, кро-ме оплаты рабочей силы, а, значит, никаких других налогов, кроме тех, что накручивают-ся на зарплату, налоги удваивают стоимость его продукции (услуг). Чтобы, например, за-платить работнику 100 рублей, предприятие должно ему начислить 115 рублей (тогда по-сле вычета подоходного налога в 13% человек на руки получит 100 рублей). Затем на эту сумму накручивается 26-процентный единый социальный налог. В результате получается уже 145 рублей. Даже если взять предельно низкий при такой структуре затрат уровень прибыли в 25%, то к этой сумме придётся прибавить ещё 12 рублей налога на прибыль, который установлен в размере 24%. И, наконец, на получившиеся 167 рублей накручива-ется НДС в 18%. В итоге получаем 197 рублей.

Это означает, что при увеличении заработной платы работнику на один рубль (а в условиях инфляции не повышать зарплату нельзя) предприятие вынуждено увеличивать цену своей продукции (услуг) на два рубля. То есть при такой налоговой системе рост ин-фляции должен по меньшей мере вдвое опережать рост заработной платы. Это, по сути, механизм самораскрутки инфляционных процессов. И пока он работает, всякая “борьба” с инфляцией бессмысленна.

Сегодня не только обычный, но и олигархический бизнес, подконтрольный чинов-никам, требует сокращения налоговой нагрузки, прежде всего снижения НДС, который накручивается не только на стоимость, но и на все другие налоги. Ведь когда на стоимость российских товаров накручивается 100–200–300–400% налогов, их цена становится неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и внутри страны.

Таким образом, основным механизмом раскручивания инфляции у нас является “прекрасная” налоговая система, которую, по словам бывшего директора-распорядителя МВФ, специально для России разработали его специалисты. Однако высшие российские госчиновники не спешат её менять, так как боятся ослушаться своих заокеанских хозяев, стремящихся ослабить своего глобального конкурента. Они помнят о судьбе бывшего ук-раинского премьера Лазаренко, у которого в США конфисковали 600 миллионов награб-ленных им долларов. А зарубежные счета у наших “слуг народа” тянут на сотни миллиар-дов, которые они очень боятся потерять. Наверное, этим обстоятельством определяется непобедимость российской инфляции. .

Владимир ДЕКТЕРЁВ, Gazeta-pravda.ru



на главную страницу
постоянный адрес http://russrubezh.narod.ru/2_09/kak.html


Copyright © 2008 Russrubezh.narod.ru