Начало | Архив

ФРЯНОВО

В начале большого пути

С 2003 ГОДА действует федеральный закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он практически дословно воспроизводит хорошо работающую на Западе Европейскую Хартию о местном самоуправлении. Судить об эффективности нашего закона пока рано: полномочия главам и советам депутатов вновь образованных поселений передавались постепенно, лишь с этого года во всех городских и сельских поселениях Подмосковья появился свой бюджет. Но есть в нашем регионе семь муниципальных образований (районы мы в расчет не берем), которые живут со своим бюджетом аж с 1996 года. Именно тогда в ряде районов Подмосковья местные депутаты пошли на эксперимент: предложили крупным поселкам пожить самостоятельно.
В Щелковском районе лишь Фряново и Монино отважились отправиться в свободное (относительно, конечно) плавание. Начинали почти на равных, с небольшим перевесом в сторону Монина: его бюджет равнялся 14 миллионам, фряновский – 12. Сегодня уже можно подводить кое-какие итоги. Начнем с главного. С 1996 года бюджет Фрянова вырос более чем в 10 раз! Показатели монинцев гораздо скромнее, и потому «разберем по полочкам» предприимчивых и удачливых фряновцев. Что им дала самостоятельность?
Пожалуй, то было самое сложное для поселка время. К 1996 году градообразующее предприятие – фряновская камвольно-прядильная фабрика – оказалось на грани банкротства, около пяти тысяч человек остались без работы. Это почти половина населения поселка. Люди штурмом брали утренние автобусы, увозившие их на заработки в Щелково и Москву. Казалось, о какой самостоятельности вообще может идти речь? Кто захочет взять на себя ответственность за поселок, в котором сложилась, по сути, революционная ситуация?
Примечательно, что жилье передали муниципалитету тоже в 1996 году. Передали вместе с громадными долгами за газ и электроэнергию. С изношенными внутридомовыми сетями, дырявыми крышами, разбитыми дворами. При этом в государстве продолжалась порочная практика предоставления гражданам льгот и субсидий без их финансового обеспечения. В общем, целый клубок нерешенных проблем. Нужна была и человеческая, и политическая воля, чтобы начать его планомерно разматывать. И, конечно, нужны были деньги. Но до тех пор, пока поселок входил в консолидированный бюджет Щелковского района, именно с финансированием были самые серьезные проблемы. Поселок требовал больше, чем мог (или хотел?) дать район. Поселковый бюджет был бюджетом (т.е. самостоятельным финансовым рычагом) номинально. По сути, фряновцы продолжали жить по смете, не ими составляемой и не ими утверждаемой.
Так продолжалось до 2003 года, когда по решению Мособлдумы муниципальные образования второго уровня стали входить в консолидированный бюджет, но теперь Московской области. У сметливых глав будто открылось второе дыхание. Появилась подлинная хозяйственная самостоятельность, но главное – открылся доступ к финансовым ресурсам области. Обоснованные просьбы фряновцев, с выкладками и расчетами, в области принимали. И не было случая, чтобы не помогли. Только из резервного фонда губернатора Фрянову не раз выделялись средства на приобретение специализированной техники для ЖКХ – экскаватора, КАМАЗа и т.д.
Коммунальное хозяйство было передано в ведение местных властей тоже только в 2003 году, причем осенью. И все-таки, несмотря на жесточайшую нехватку времени, жилищно-коммунальное хозяйство Фрянова встретило зиму 2003-2004 года во всеоружии. Именно с того момента, т.е. с момента передачи «коммуналки» в собственность поселка началась модернизация этой сферы, поддержанная губернатором и правительством области.
Любой из вас, уважаемые читатели, легко может представить себе, как будет выглядеть ваш дом или квартира, если в них не делать ремонт хотя бы лет десять. В жилищно-коммунальное хозяйство поселка серьезных вливаний не было и того больше. Нужно было быть волшебником, чтобы в одночасье да еще и при дефиците средств починить всё и сразу.
В этих условиях местные власти принимают единственно возможное решение: бросить силы на прорыв самых проблемных участков жилищно-коммунального фронта. Их к тому моменту в поселке было шесть. Чтобы не отвлекаться от сути, скажем только, что все шесть «болячек» к настоящему времени успешно вылечены.
А администрация ставила всё новые задачи. Одна из главных – привлечение инвестиций. Понятно, что поселок, находящийся на самой окраине Щелковского района и Московской области, крайне нуждается в притоке финансов на развитие. В прошлом году был сдан в эксплуатацию первый за многие годы жилой дом. Открываются современные, технически передовые предприятия, например, завод по производству оборудования для трансформаторных подстанций «ЭЗОИС». Построен административно-деловой центр, капитально отремонтировано здание бывшего учебно-производственного комбината.
Местная администрация старается войти отдельной строкой в областные целевые программы – это дает дополнительные финансовые возможности. Например, удалось стать участником долгосрочной целевой программы с длинным названием «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана культурного наследия в Московской области на 2009-2012 гг.». В бюджете программы на этот год для Фрянова предусмотрены 2,6 миллиона рублей. Средства будут потрачены на восстановление старинной усадьбы Лазаревых.
Люди оценивают государственную политику, прежде всего, через призму удовлетворения своих жизненных нужд: через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, наличие тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и т. д. В этом плане местное самоуправление – всегда на передовой. Обычному фряновцу безразлично, в чьем хозяйственном ведении находится больница или школа – поселка или района, по каким улицам он ходит – поселковым или областным, за чей счет восстанавливается крыша над его головой – местного или подмосковного бюджета. Обычный фряновец кровно заинтересован, чтобы в больнице хорошо лечили, в школе хорошо учили, улицы были заасфальтированы, а крыши починены. И требует он этого у местной власти, и знать ничего не хочет о ее полномочиях, далеко не полных, кстати говоря (например, здравоохранение и образование из поселка снова передали в район в 2000 году).
О полномочиях поселений, об их взаимодействии с районными и областными властями говорилось недавно на выездном заседании совета администрации Щелковского района. Не раз подчеркивалось: полномочия разные, а люди одни. И им совершенно не важно, кто ответственен за ту или иную сферу. Им важно, когда и как конкретная проблема будет решена. В этом плане Фряново как муниципальное образование, самостоятельно существующее с 1996 года, является хорошим примером грамотного, рачительного хозяйствования. Опыт работы властей, большие и маленькие секреты профессионального управления территориями, думается, будут весьма полезны другим поселениям, только вступающим на трудный путь самостоятельности и ответственности.
Оксана ЧЕУТИНА
Наш словарик: Муниципальное образование второго уровня – самостоятельные поселения со своим бюджетом и широкими полномочиями, но входящие в состав другого, более крупного, муниципального образования.



на главную страницу
постоянный адрес http://russrubezh.narod.ru/3_09/way.html


Copyright © 2008-2009 Russrubezh.narod.ru