Дураки и дороги

Как известно, широко разрекламированный скоростной поезд «Сапсан», изготовленный концерном «Сименс», 18 декабря прошлого года отправился с пассажирами в первый рейс из Москвы в Санкт-Петербург.

«Сапсаны» способны развивать скорость до 250 км в час, но на специально проложенных скоростных линиях. Однако их эксплуатируют на линии общего пользования, и, чтобы освободить для них путь, отменили, как отмечалось, ряд других пассажирских поездов, курсировавших между столицами, а также много пригородных электричек. Тем самым множество жителей областей, через которые проходит трасса Москва — Петербург, фактически лишили возможности пользоваться железнодорожным транспортом для ближних поездок, нарушив их конституционные права. При этом установили еще и сверхвысокие цены на билеты в новых поездах.

Проезд в эконом-классе «Сапсана» обойдётся от 2700 до 3300 рублей, а в бизнес-классе — до 7000 рублей, что существенно превышает даже стоимость авиабилетов. Налицо явное злоупотребление «РЖД» своим монопольным положением на рынке, надо полагать, в интересах некоторых чиновников, которое не только не пресекается, а поощряется. В мае этого года намечено пустить немецкие поезда на трассе Москва — Нижний Новгород, для чего также придётся отменить множество других рейсов. Поэтому еще больше уменьшатся заказы на железнодорожную технику отечественным предприятиям, и, следовательно, дополнительно возрастет безработица, в том числе из-за сокращения рабочих мест в самом «РЖД».

«Сапсаны» — новая разработка, заказанная «РЖД». Почему же на нее не объявили, как положено, конкурс? По всей видимости, деньги в «РЖД» не считают, что наглядно видно на примере тех же «Сапсанов». Можно было оправдать сделку, если бы у «Сименса» одновременно приобрели лицензию на их производство при условии успешного проведения всех испытаний и строительства специальных скоростных линий, как практикуется в Европе. Так поступил и Китай. Правда, ему не пришлось заказывать разработку нового электропоезда, так как в Китае железные дороги строят с шириной европейской колеи. Однако вагон новейшего скоростного поезда обошелся Китаю в среднем в 470 тысяч евро, а «РЖД» — в 3,45 млн. евро, то есть в 7,3 раза дороже, хотя скорость «Сапсана» на 100 км в час меньше, чем китайских поездов, изготовленных по немецкой лицензии. Для сравнения: средняя цена вагона «Невского экспресса» составляет примерно 20 млн. рублей или около 470 тысяч евро.

Но «Сименс» по заказу «РЖД» разработал далеко не новый и уникальный, по мнению Владимира Якунина, поезд, а использовал во многом уже готовые узлы и комплектацию. Чем же можно объяснить такую разницу в цене? Замечу, в Китае за коррупцию казнят.

Задавшись вопросом, а в чем может заключаться выгода в понимании руководства «РЖД», я невольно вспомнил анекдот про еврея-одессита, который покупал на базаре яйца по 10 рублей за дюжину, варил их, и вареными продавал за столько же. А на вопрос — в чем же выгода, отвечал — бульон остаётся.

Расстояние от Москвы до Петербурга не превышает 650 км, его отечественный ЭР-200, ныне изъятый из эксплуатации, преодолевал за 4,5 часа со средней скоростью почти в 145 км в час, делая при этом несколько остановок. «Сапсан» по расписанию идет без остановок 3 часа 45 минут со средней скоростью 188 км в час, а с остановками — 4 часа 15 минут со средней скоростью 156 км в час. «Невский экспресс» с такими же остановками, но без снятия с дистанции других поездов, преодолевал этот путь всего на 15 минут дольше «Сапсана». ЭР-200 мог проходить этот путь при некоторых изменениях в расписании других поездов за 3 часа 55 минут, что лишь на 10 минут дольше безостановочного «Сапсана». Очевидно, «Невский экспресс», освободи ему дорогу, как «Сапсанам», смог бы двигаться столь же быстро. Ведь его максимальная скорость составляет 220 км в час.

Трудно вообразить, чтобы громадные бюджетные затраты и социально-экономические издержки, нанесшие немалый ущерб интересам множества жителей нескольких областей и самого государства, оправдывались тем, что небольшая часть состоятельной публики сэкономит несколько минут на пути между Москвой и Санкт-Петербургом.

Значит, кому-то все это было, несомненно, выгодно. Интересно, кому и почему выгодно?

Моисей ГЕЛЬМАН, Apn.ru

 

P.S. На заседании Госдумы 27 января депутат-коммунист В.И. Кашин обратился с протокольным поручением в связи с многочисленными недостатками, выявившимися при эксплуатации скоростного поезда «Сапсан».

 

ПРОТОКОЛЬНОЕ ПОРУЧЕНИЕ

Широко разрекламированный скоростной поезд «Сапсан», изготовленный концерном «Сименс», оказался котом в мешке. Вместо обычно используемой нержавеющей стали, стойкой к коррозии, вагоны, которые по утверждению главы «РЖД» уникальны, изготовлены «из специального марганцево-алюминиево-магниевого сплава». Неправда и то, что «Сапсан», максимальная скорость которого составляет 250 км в час, - «самая новая модель скоростных поездов в Европе». При эксплуатации у «Сименса» появляются постоянные сбои в работе.

КНР приобрела у «Сименса» новые поезда и лицензию на их производство, максимальная скорость которых достигает 394 км в час. Притом они обошлись Китаю в 7 раз дешевле, чем нам.

Прошу поручить Комитету по транспорту сделать соответствующий запрос в Генеральную прокуратуру РФ для выяснения, почему руководство «РЖД» ввело в эксплуатацию скоростной поезд, не испытанный на соответствие даже устаревшим нормам. Полученную информацию прошу довести до сведения депутатов Государственной Думы.

              В.И.КАШИН,

зам. Председателя ЦК КПРФ, депутат ГД, академик РАСХН

 



на главную страницу
постоянный адрес http://www.narubezhe.ru/3_10/d-d.html


Copyright © 2008-2010 Narubezhe.ru