Начало | Архив

ИЗ ПРИЕМНОЙ ДЕПУТАТА
Миллиарды - в США, в ЖКХ - два гроша!
Актуальное интервью с депутатом Мособлдумы Н.Н.Еремейцевой о проблемах ЖКХ.

- Наталья Николаевна! На днях в Московской областной Думе прошел «круглый стол» по проблеме реформирования ЖКХ и тарифной политике властей в этой сфере. В Думу были приглашены пред-седатели Советов депутатов всех районов и поселений области. Какие решения были приняты?
- Отчет об этом мероприятии был опубликован в официальных СМИ. Но нигде не было отмечено, что самыми интересными и острыми были выступления главы Клинского района А.Н.Постриганя и 1-го заместителя гла-вы Мытищ Н.К.Бирюкова. Они говорили об обострении проблем ЖКХ в период кризиса, внесли много предложений в адрес, нас, законодателей. Действительно, принятый в 2004 году Жилищный Кодекс, против которого единогласно проголосовала фракция КПРФ Госдумы, должен был сопровождаться целым пакетом законов и постановлений Пра-вительства. Но они до сих пор не приняты. Это рождает массу проблем: например, почему управляющей компанией может назваться кто угодно, ни имея ни лицензии, ни оборотного капитала, ни соответствующего образования. Бе-рутся за обслуживание любого количества домов. Хотя уже существуют расчеты, что рентабельной управляющая компания может быть только в том случае, если она обслуживает не менее 400 тыс. кв.м. жилья и имеет грамотных специалистов. Если обслуживают меньше, то заведомо обкрадывают жителей: прибыль в этой сфере крайне низкая.
Или, например, взять проблему капитального ремонта жилья. Жилищный Кодекс перекладывает её на плечи самих граждан, собственников жилья. Но у нас пока до 40% квартир в муниципальной собственности. Разве им областной бюджет выделил сегодня хоть рубль на капремонты? В 2007 году, до кризиса, Щелковскому району всё же перепало несколько десятков миллионов рублей из бюджета области, мы отремонтировали немало крыш, трубопроводов. В этом году мы ничего не получим. Проблема усугубляется и колоссальным объемом недоре-монтов. Как и в других сферах, плановые капремонты в ЖКХ были отменены, и жилищники два последних десятиле-тия только и занимались тем, что латали дыры. Вот и предложил Н.К.Бирюков пересчитать, сколько нам недостает на капитальные ремонты, и объявить это государственным долгом России. Ведь согласно статье 16 закона о прива-тизации жилья за бывшим собственником жилого фонда – муниципалитетом или государством – сохраняется обя-занность до 1 марта 2010 (срок окончания приватизации) провести капитальный ремонт, если в момент приватиза-ции дом в нем нуждался. Правда, доказать это невозможно, все сведения о состоянии домов чиновниками управ-ляющих компаний и муниципального предприятия «Жилфонд» скрываются.
Кстати, проблема эта не нова. О том, сколько надо вложить в российское ЖКХ для его модернизации – более 2 триллионов рублей, - заикнулся как-то в 2005 году бывший мэр Санкт-Петербурга, бывший Глава Минэко-номразвития Владимир Яковлев. Как говорят, за такие расчеты премьер Фрадков его и уволил. В этом свете выгля-дит совершенно абсурдной, если не сказать больше, проводимая Кудриным и Грефом до кризиса политика стерили-зации денежной массы и вывода доходов от продажи нефти и газа за границу: мол, делается это про «запас» и для сдерживания инфляции. Никакой бы инфляции не было, если бы эти нефтедоллары были направлены в сферу ЖКХ для расселения ветхого жилья, проведения капремонтов, благоустройства дворовых территорий, внедрения новых современных технологий. Были бы созданы новые рабочие места, возродилась коммунальная промышленность, вы-росла платежеспособность населения, спрос на отечественные товары. Однако Правительство России преступно упустило эти возможности для наведения порядка в сфере ЖКХ и переложило эти проблемы на плечи самих граж-дан, да ещё в период кризиса.
- Но, как говорят, создан государственный Фонд, откуда можно получить деньги на капи-тальный ремонт дома.
- Действительно, Федеральным Законом №185 такой фонд в размере 240 млрд. рублей создан, но название самого Закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» говорит само за себя: деньги на капитальный ремонт муниципалитет может получить, только выполнив ряд условий, продвигающих реформирование ЖКХ в на-правлении чисто рыночных условий функционирования. И одним из главных таких условий является перевод на частные рельсы предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (к 2010 году их число должно со-ставить 80%), а также создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) не менее, чем в 10% жилых домов. Для таких районов, как Щелковский, последнее условие почти невыполнимо.
Почему? В городе Щелкове - более тысячи жилых домов, в том числе около 200 тысяч кв. м. ветхого и аварийного жилья, десятки двухэтажных домов постройки 30-50 годов прошлого века, а также большой процент пятиэтажек, возведенных в 60-70-х годах. В августе 2007 г. из ведения Минобороны к нам перешли сотни домов поселков Чкаловский и Бахчиванджи. И создать 150 ТСЖ (10% от количества всех домов) вещь нереальная. Кто будет создавать ТСЖ в старой «хрущевке», не говоря о домах барачного типа в микрорайоне Воронок? Во многих квартирах таких домов собственники сами не проживают, сдавая их внаём. На собрание их не дозовёшься. 10% квартир (и это в лучшем случае) задолжали квартплату, а ТСЖ придется отвечать по долгам неплательщиков. Нема-ло в таких домах проживает инвалидов и пенсионеров, не способных в силу разных причин принять на себя бремя управления многоквартирным домом по типу ТСЖ. Ведь что такое товарищество собственников жилья? По сути, оно ничем не отличается от коммерческой организации, ведет такую же документацию, отчитывается перед налоговыми органами, имеет свой расчетный счет в банке… По ряду этих причин ТСЖ создавались в нашем городе очень редко: год назад их можно было сосчитать по пальцам.
Картина изменилась, когда за это дело взялись управляющие компании (УК): конечно, не от хорошей жизни, но уж очень им захотелось вместе с администрацией района получить деньги из государственного «Фонда реформирования ЖКХ» на капитальный ремонт. Была составлена программа капитального ремонта по жилым до-мам, и управленцы из УК начали рьяно насаждать эти самые ТСЖ. Особенно старается ООО «Жилкомсервис» и его руководитель А.Н. Коначева. Например, в ряде домов пос.Бахчиванджи чиновниками Коначевой руководство ТСЖ избирается не на общем собрании жителей дома, а методом заочного голосования. Представьте себе, что учредите-ли какой-нибудь коммерческой организации проводят выборы своего генерального директора заочным голосовани-ем, в глаза не видя своего руководителя. Это абсурд. Есть и ряд других нарушений. Сейчас жители домов на Бахчи-ванджи пытаются выйти из этих ТСЖ, обращаются в администрацию, прокуратуру, в приемную депутата к моему помощнику Е.Ф. Мокринской с жалобами на незаконное создание ТСЖ. Авантюрные методы насаждения ТСЖ под-рывают у населения доверие к этой форме управления жилым домом. Поэтому защита прав населения в сфере ЖКХ, широкое информирование людей - это одна из главных задач органов местного самоуправления, так записано в рекомендациях "круглого стола".
- Как обстоят дела с тарифами?
- Были названы районы - Ленинский, Люберецкий и Ногинский, город Фрязино, где самая высокая квартплата в области. В Ногинском завышены и нормы потребления воды, что диктует высокий уровень платежей. В Щелкове по обращениям в приемную депутата видно, что у некоторых жителей, особенно тех, кто проживает один, в разы выросла плата за вывоз мусора. Дело в том, что наш район одним из последних в области начал начислять плату за вывоз мусора с квадратного метра (ранее платили с человека). К сожалению, это требование Жилищного Кодекса, где говорится, что плата за жилищные услуги начисляется пропорционально доле собственности в жилом доме. Сколькими метрами владеешь, на столько и умножается тариф. Сейчас он составляет 2 р. 65 коп. с одного кв. метра.
Я встречалась с главой города Т.Б.Ершовой и в какой-то степени понимаю её искреннее желание - навести порядок в городе, обустроить новые площадки по сбору отходов, сейчас их существует в 2 раза меньше норматива, наладить ритмичную работу мусоровывозящих компаний. И всё-таки размер тарифа по вывозу мусора должен быть проверен независимой экспертизой. С такой просьбой обратился к главе и Совет избирателей Щелков-ского района (председатель Т.В.Кольцова).
Рост квартплаты в целом на 18 – 22%, как объяснила зам. министра экономики области Н.С.Ушакова, связан с тем, что на 25% выросла оптовая цена отпускаемой федеральными структурами электроэнергии и на 26% газа (для населения стоимость газа выросла на 6% в первом квартале и на 16% во втором). В условиях мирового финансового кризиса, когда цены на энергоносители во всём мире падают, такой рост платы за услуги ЖКХ я счи-таю преступлением правительства РФ перед собственным народом. Неслучайно люди повсеместно в марте и апреле выходили на акции протеста против роста платы за услуги ЖКХ, цен на основные продукты питания и лекарства. Мы проводим такой митинг традиционно 1 Мая и приглашаем на него жителей Щелковского района.

Записала Марина ВЕДЕНЕЕВА



на главную страницу
постоянный адрес http://russrubezh.narod.ru/5_09/deputat.html


Copyright © 2008-2009 Russrubezh.narod.ru